О физике
Цель урока:
- Повторить и обобщить знания по предмету;
- показать связь теоретических знаний с практикой;
- показать связь физики с другими предметами;
- показать связь физики с жизнью.
Эпиграф к уроку:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С. Пушкин
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать. Любить,
Совершать открытия.
Б.Л. Пастернак.
Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт
Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня у нас последнем школьном уроке физики и мне хочется его провести так чтобы каждый смог показать свои знания, полученные не только на уроках физики, но в целом. Поэтому наш урок пройдет в форме игры. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий в любом возрасте. Для этого вы разделитесь на 4 группы: физиков, химиков, биологов и технологов.
- этап: конкурс «Загадки»
- Что видно, если ничего не видно (туман)
- Если надуть меня – я улечу,/Смирно лежать я никак не хочу…(воздушный шар)
- Конь бежит, а щука лежит (река подо льдом)
- Его пинают, /А он не плачет! /Его бросают – / Назад скачет (мяч)
- Чего в гору не выкатить, /В решете не унести /И в руках не удержать (вода)
- Сверкнет, мигнет, кого-то позовет (гроза)
- Привела я солнце /за свое оконце. /К потолку повесила, /Стало дома весело (электрическая лампочка)
- этап: конкурс «Физики и не физики – однофамильцы».
№ | Занятие однофамильцев | Ответ |
1 | Святослав Теофилович искусно владел громко-тихим инструментом, а по шкале Чарльза измеряют стихийное бедствие. | Рихтер |
2 | Олег Константинович поднял в воздух советско-греческого богатыря, а Юрий услаждал наш слух своими песнями. | Антонов |
3 | Валерий Борисович был первым на ледяном поле, экс-русский американец создал самый мощный мотоцикл. | Харламов |
4 | Отто Юльевич выдвинул гипотезу возникновения солнечной системы. А Петр Петрович прославил свой корабль восстанием. | Шмидт |
5 | Детища Василия Андреевича печатаются, а Николая Егоровича умеют летать. | Жуковский |
6 | Петр Николаевич сумел измерить давление света на твердые и газообразные тела, Евгений Алексеевич играл на сцене лошадь. | Лебедев |
7 | Василий Владимирович открыл электрическую дугу, а музыка Андрея Павловича звучала с экрана. | Петров |
8 | Николай Иванович искал родину растений, а Анастас Иванович руководил «от Ильича до Ильича». | Вавилов |
9 | Жорес Иванович награжден нобелевской премией за работу с полупроводниками, а Николай Семенович создал городские архитектурные ансамбли. | Алферов |
3 этап: игра «Пентагон».
Правила игры: для того чтобы догадаться, о чем идет речь дается 5 подсказок, после любой из них можно дать ответ.
- Изобретение (технологи).
- На нем стоит древнеримская богиня.
- Их используют многие виды транспортных средств.
- Они являются основой водяных, но не ветряных мельниц.
- Многие из них связаны со спицами.
- Русское название его происходит от древнего слова «коло», означающего круг.
ОТВЕТ: Колесо.
- Атмосферное явление (для всех).
- Так переводится немецкое слово «блиц».
- Это – причина треска с раскатами в природе.
- Ее дело в швах.
- Она же – дорогое сообщение.
- Это – Торопыжкина одежда.
ОТВЕТ: Молния.
- Вещество (химики, биологи).
- Из-за НЕЕ в 1648 году вспыхнуло восстание.
- Это – суть, изюминка шутки и мысли.
- Она пятая в известном ряду.
- ЕЕ называют ахроматической смертью.
- ЕЕ не рекомендуют сыпать на рану.
ОТВЕТ: Соль (солевой бунт, нота соль, «белая смерть», песня Осиашвили С. и Добрынина В.).
- Бытовое устройство (технологи).
- Чтобы им воспользоваться, его сначала нужно было «развести».
- Его однажды купили солдаты.
- Однажды его купили за найденную денежку.
- Вообще-то, это просто водогрей.
- Без него раньше не садились пить чай.
ОТВЕТ: Самовар (Аты – баты шли солдаты,/ Аты – баты, на базар…; Чуковский «Муха – Цокотуха»).
- Узнайте это изобретение (технологи).
- Это изобретение – воплощение самой древней мечты в жизни.
- О приоритете этого изобретения спорят американцы, немцы и французы. Россия тоже пытается оспаривать приоритет.
- Пионерами по созданию и использованию этого изобретения все — таки чаще всего считают братьев – американцев Уилбора и Орвилла.
- Во время работы этого изобретение буквально опирается … на воздух.
- В сказках его роль выполняет ковер.
ОТВЕТ: Самолет.
- Природный материал (химики, биологи).
- Когда – то он был частью письменных принадлежностей.
- Он является часть устройства для измерения определенного отрезка времени.
- Его формула идентична формуле кварца.
- Его много в Калахари, Каракумах.
- Желательно чтобы на пляже он был чистым.
ОТВЕТ: Песок.
- Материал (химики, биологи).
- На фабрике Уотмана ЭТО было гладким и плотным.
- Говорят, что ОНА стерпит все.
- В основном ОНА состоит из целлюлозы.
- Раньше вместо НЕЕ использовали глину, воск, кожу.
- На ней учатся писать.
ОТВЕТ: Бумага.
- Оптика (физики).
- С ЕГО помощью в древности пытались уничтожить силы противника.
- Людям он является днем и только в ясную погоду.
- Иногда его используют для передачи сообщений.
- Поймать его невозможно, он всегда выскальзывает поверх рук.
- В отличие от многих своих собратьев никогда не линяет, не штрафуется.
ОТВЕТ: Солнечный зайчик.
4 этап: конкурс «О чем могли бы спорить или просто беседовать …»
№ | Кто с кем спорит | Ответ |
1 | Маркони и Попов: Кто все-таки изобрел… что? | Радио (Все-таки Маркони, считает весь мир, но не мы). |
2 | Фаренгей и Реомюр: Чей … лучше? | Термометр (Эти физики предложили разные термометры и шкалы измерения температур). |
3 | Брюнель и Роквел: Как лучше измерять …? | Твердость (Они по-разному измеряли твердость материалов). |
4 | Рихтер и Бофорт: Чья … лучше? Чья … разрушительнее? | Шкала. Стихия (Предложили шкалы измерения землетрясения и ветра). |
5 | Ньютон и Максвелл: … – это частица или волна? | Свет (Ньютон изучал корпускулярные свойства света, Максвелл вывел уравнение волновой природы света). |
6 | Морзе и Брайль: Чья … лучше? | Азбука (Телеграфная – Морзе, пятиточечная для слепых – Брайля). |
7 | Миль и Камов: Чей … надежнее? | Вертолет (Оба – авиаконструкторы самолетов). |
- этап: конкурс «Эрудит»
- Как с помощью часов определить высоту скалы, стоя на ее вершине? (Ответ: Нужно уронить камень и засечь время падения).
- Барон Мюнхаузен утверждал, что вытащил себя из болота за волосы. Возможно ли это и почему? (Ответ: Нет, т.к. третий закон Ньютона применим для взаимодействующих тел)
- Что тяжелее: 1 кг гвоздей или 1 кг ваты? (Ответ: Вес гвоздей больше. Р = FT– FA. На гвозди и выту действуют сила тяжести и архимедова сила. Силы тяжести равны. А архимедова сила действующая на пух больше, т.к. он занимает больший объем. Следовательно Рг>Рв).
Заключительное слово учителя: вот и закончился ваш последний школьный урок физики и неважно сейчас кто дал больше верных ответов, ведь все приняли активное участие, а значит вы все ПОБЕДИТЕЛИ! Надеюсь, что знания, полученные Вами за время обучения в школе, пригодятся в жизни.