Методические рекомендации к итоговому сочинению (изложению)-2021/2022 уч.г.

     Письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовнонравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела:
  • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
    нравственного выбора;
  • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
    сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности
  • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
    их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
  • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути,
    значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
  • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
    литературных героев), стремящихся понять себя.

    Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

    Темы этого раздела:

  • связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
    поколения, эпохи;

  • нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях
    и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

  • касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
    сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

  • позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём
    вкладе в общественный прогресс;

  • побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
    общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития
    общества.

    Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

    Темы этого раздела:

  • связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
    проблемами, вопросами экологии;

  • нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности
    художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях
    или интересах в области искусства и науки;

  • касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения
    великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с
    юбилейными датами);

  • позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность
    исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

  • побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
    развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.