История

Калининградский морской лицей – муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, в котором обучаются школьники 7-11-х классов с целью ранней профориентации на профессии в области морской, инженерной и информационно-технической деятельности.

C 01.09.1991 по 31.08.2016 Калининградский морской лицей возглавляла д.п.н., профессор Бокарева Галина Александровна*** (наша справка).

C 01.09.2016 по настоящее время лицей возглавляет учитель высшей категории,  почетный работник сферы образования Российской Федерации, Краснова Наталья Викторовна


В  2021 год для  Калининградского морского лицея (КМЛ) юбилейный – ему исполнилось 30 лет. На сегодняшний день КМЛ – известное учебное заведение не только в городе Калининграде, но и в области, обладающее авторитетом, опытом, имеющее солидную базу знаний и перспективы на будущее.

А как все начиналось?..

Был 1991 год, год успешного существования рыбохозяйственной отрасли и индустрии. В Калининградских портах базировались рыбодобывающие и одновременно обрабатывающие суда всех типов (БМРТ, РТМ, большие траулеры и др.), работали большие перерабатывающие плавбазы, транспортные рефрижераторы. Инфраструктура города Калининграда и области финансировалась рыбной промышленностью, доход от которой обеспечивал жизнедеятельность людей и рабочие места.

В те годы Калининградское высшее инженерное морское училище (КВИМУ), затем переименованное в Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота (БГАРФ), было очень престижно. Учиться в него поступали в основном молодые люди, окончившие службу в армии, специалисты со средним морским образованием  и  работавшие  на  судах.    Нужны были абитуриенты – творчески и мотивационно настроенные на обучение школьники, сделавшие ранний выбор экстремальной отраслевой профессии.

У бывшего в то время ректора КВИМУ, доктора технических наук, профессора   Пимошенко А.П. возникла идея создания своей вузовской школы – отраслевого лицея. Разработка идеи была поручена доктору педагогических наук, профессору академии, заведующей кафедрой высшей математики Бокаревой Г.А., которая уже создавала свою научную школу по подготовке отраслевых профессионалов и 14 лет проработала в школах города Калининграда. Предложение группы профессоров КВИМУ было поддержано в городском отделе  образования в лице его главы Янковской Г.С., а также в областном управлении народного образования. (Основатели Калининградского морского лицея)

Между двумя учредителями – КВИМУ и Городским отделом образования мэрии  г. Калининграда – было заключено соглашение. Первый учредитель обеспечивает Лицей своими площадями, лабораториями, преподавателями и получает абитуриентов, обученных и мотивированных на морские профессии, на деятельность в экстремальных условиях, воспитанных в традициях русских моряков, обладающих культурой творчества и некоторыми навыками морского опыта и отраслевой науки, второй – финансирует работу лицея и получает экспериментальную многопрофильную, отраслевую школу с концепцией ранней профориентации школьников с развитыми навыками научного познания – школу, где образовательная деятельность носит опережающий и прогностичный характер.

Был издан приказ Управления народного образования облисполкома  г. Калининграда от 28.06.1991 года  № 427 за подписью В.Н. Толстокорова «Об открытии экспериментальной школы нового типа» («Калининградский Морской лицей») на базе Калининградского высшего инженерного морского училища, директором с 1992 года была назначена профессор Бокарева Г.А.

Обучение началось с набора двух 10-х классов, в которых занятия вели преподаватели соответствующих кафедр КВИМУ (затем БГАРФ) (математики, физики, химии, русского языка, английского языка, информатики и др.), а также – профильных кафедр (судовождения, теоретических основ радиотехники, холодильных судовых установок, судовой механики и др.).

Главная миссия была определена сразу – ранняя профориентация, развитие культуры творчества, повышенной мотивации к учебе и к будущей профессии, исследовательских прогностических навыков в учебной, будущей профессиональной и социальной средах, раннее приобретение профессионального опыта в среде повышенной опасности; воспитание здоровых, спортивных, волевых и смелых молодых людей.

В 2006 году  БГАРФ выходит из состава учредителей. А школа переименовывается в Муниципальное общеобразовательное учреждение Калининградский морской лицей. Остается один учредитель  – Управление образования мэрии города Калининграда.

За 30-летнее существование КМЛ лицей стал престижным учебным заведением в городе с неформальным статусом – многопрофильной отраслевой школы при вузе (БГАРФ, теперь КГТУ, где ректор к.э.н. Волкогон В.А. – современный автор и руководитель группы ученых по разработке морского образования как стратегического ресурса развития Калининградской области). Им создана модель  непрерывной подготовки специалистов морской и транспортной индустрии под общим названием Калининградский государственный технический университет. Ректор видит «Калининградский морской лицей» как «нулевую ступень» непрерывного отраслевого образования (морского)  в общей  модели  создаваемого им отраслевого комплекса.

За 30 лет лицей выпустил более четырех тысяч хорошо социально-подготовленных и    профориентированных         молодых  людей, имеющих навыки творческой, исследовательской деятельности, более трех тысяч – поступили в БГАРФ.

В 1993 году произведен первый выпуск.  Из 54 лицеистов – 50 поступили в КВИМУ (теперь БГАРФ).

В 1992 году проведена первая шлюпочная практика   под руководством капитана 2 ранга В.А. Завгороднего.

В 1998 году учреждено Знамя Лицея и текст Торжественного обещания лицеистов. Впервые состоялся праздник «Посвящение в лицеисты» и принятия учащимися Торжественного обещания.

В 1999 году принят гимн Лицея, созданный своими авторами, в стенах Лицея.

В 2001 году учитель Руденко А.И. стал первым победителем первого Калининградского конкурса педагогов «Учитель года».

До 2002 года выпускные экзамены проводились совместно со вступительными в БГАРФ объединенной экзаменационной комиссией. Далее был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ).

В 2002 году лицеисты впервые сдавали этот  экзамен по математике и русскому языку. Введение ЕГЭ, а затем ГИА, потребовало корректировок как в системе методического обеспечения, так и в структуре содержания самой педагогической системы.

Было введено дистанционное обучение с помощью информационного ресурса, внедрены новые технологии решения стандартных и нестандартных задач на основе системно-структурного их анализа с перспективой дальнейшего развития их приложений, составлены специальные программы дополнительного обучения. Это обеспечило успешность сдачи экзаменов. В лицее, каждый год, выпускающем по 4-5 классов, работа по подготовке к ЕГЭ стала одним из важнейших элементов педагогической системы.  Часто лицеисты имеют общее количество баллов выше среднего по городу. Однако это происходит в то же время за счет уменьшения возможностей в развитии творческих способностей учащихся, участия их в различных объединениях.

Успешность деятельности школы как «экспериментальной нового типа» (по приказу Управления народного образования г. Калининграда) очевидна. Экспериментальность и новая система заключена как в том, что 30 лет решалась общая задача социальной и многопрофильной отраслевой подготовки и развития культуры творчества, так и в самом результате деятельности – престижности и высокой оценке общественностью (родителей, которые ежегодно направляют своих детей в эту школу), в стремлении самих детей города и области получить образование в «Калининградском морском лицее».

Большинство выпускников работает в отрасли. Среди выпускников Лицея есть дипломаты, капитаны, директора, логисты и информационщики, механики и судоводители.

Однако педагогическая система совершенствовалась, используя направления и достижения научной школы директора – профессора Г.А. Бокаревой. И   это   обстоятельство   определило  научный   уровень функционирования Лицея как научной лаборатории.

С 1998 по 2012 годы штатными сотрудниками Лицея  выполнено 15 исследований, которые были одобрены диссертационным советом БГАРФ и защищены как кандидатские и докторские диссертации (13 кандидатских, 3 докторских) в Высшей аттестационной комиссии России (Москва). Все диссертации выполнялись под руководством директора, профессора Бокаревой Г.А.

Написано и издано в Издательстве «Лицей», БГАРФ и других издательствах 10 монографий, более 100 учебных пособий, задачников,   справочников,    12    сборников литературного творчества лицеистов, более 100 научных статей и других публикаций учителей и лицеистов. В том числе в серии «Философия дидактики» в 2016 году вышли книги авторов-создателей теории профориентированного обучения в КМЛ: ¨ Бокарева Г.А. «Философия дидактики» об опыте научной школы; ¨ Бокарева М.Ю. Профориентированный процесс обучения» как теоретико-практическая научная работа для учителей, выполненная на многолетнем эксперименте в КМЛ.

Опыт работы Лицея как  экспериментальной школы нового типа» не только признан общественностью города и области, но и тиражирован.

В частности, был представлен директором лицея д.п.н. профессором Бокаревой Г.А. на Совещании глав администраций городов Северо-Западного региона и получил признание и одобрение. Директор был выдвинут от города Калининграда в число участников Всероссийского съезда учителей Российской Федерации (2001 год).

Время показало, что идея довузовской профильной подготовки и развития культуры творчества актуальна и в настоящее время.