Учебный план

Учебный план
муниципального автономного общеобразовательного  учреждения города Калининграда Калининградского морского лицея 
на 2016/2017 учебный год

Миссией лицея является создание условий для развития социально-активной интеллектуально развитой личности, готовой к профессиональному выбору и профессиональной состоятельности и компетентности.

Цель деятельности Калининградского морского лицея – разработка модели процесса поэтапного формирования готовности школьников средней (II) и старшей (III) общеобразовательной ступени к выбору профессии и продолжению обучения в вузе с учетом развивающейся внешней информационно-профессиональной среды, потребностями личности, региона и государства (как основы модели региональной профильной школы).

Основные задачи  образовательной деятельности КМЛ:

  1. Обеспечение преемственности в образовательной деятельности комплекса «морской лицей – морской вуз» на основе научного обоснования модели непрерывного морского образования как интеграции науки, образования и производства (педагогической практики), направленной на улучшение качества довузовской и вузовской подготовки морских специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке профессионального труда.
  2. Совершенствование содержания профориентированного лицейского образования на основе целевого принципа достижения высокого качества фундаментальных знаний в единстве с развитием интеллектуальной культуры обучаемых, их информационно-компьютерной грамотности и мотивации конкурентоспособности в избранной области деятельности.
  3. Внедрение инновационных технологий непрерывного компьютерного обучения на основе научно обоснованного дидактического метода включения лицеистов в процесс составления и использования анимационных обучающих и развивающих компьютерных программ в единстве с информацией о способах углубленного усвоения знаний и их практического применения в окружающем мире и профессиональной деятельности морских специалистов.
  4. Укрепление ресурсной базы Лицея с целью обеспечения его эффективного развития за счет продолжения работы по созданию компьютерно-информационных локальных сетей в управленческих структурах и образовательных процессах педагогической системы Лицея.

Для реализации цели и задач разработан учебный план МАОУ Калининградского морского лицея. Обучение всем дисциплинам Учебного плана имеет перспективную цель –  раннего «введения» обучаемых в среду профессиональной морской деятельности путем ориентации на решение профессиональных технических задач в информационно-коммуникационных пространствах международного морского содружества.

Учебный план разработан на основе  нормативов федерального базисного учебного плана (2004 г.). Он состоит из трех компонентов: федерального  (инвариантная часть), регионального и компонента образовательного учреждения (вариативная часть), отвечающих целям и задачам профориентации школьников на морские, инженерные и экономические специализации Балтийской государственной академии РФ.

В лицее представлено многопрофильная система с выделением следующих профилей:

  • морской со специализацией «эксплуатация судовых энергетических установок», «судовождение», «холодильные криогенные установки и системы кондиционирования», «техническая эксплуатация транспортного радиооборудования»;
  • инженерный со специализацией «организация перевозок и управление на транспорте», «автоматизированные системы обработки информации и управления», «автомобили и автомобильное хозяйство», «защита в чрезвычайных ситуациях».

Учебный план каждого профиля обеспечивает завершение базовой подготовки учащихся по непрофилирующим предметам и дает возможность профилизации и специализации учащихся, расширенного овладения ими избранными учебными предметами с целью подготовки продолжения образования и профессиональной  деятельности.

В учебном плане каждого профиля присутствуют два типа учебных предметов: базовые общеобразовательные предметы, уровень подготовки по которым должен соответствовать государственным образовательным стандартам, и профильные общеобразовательные предметы, которые изучаются на повышенном уровне. Их набор определяет направленность каждого конкретного профиля обучения.

Региональный компонент представлен предметом «История Западной России», который изучается  в 8-9 классах (1 час в неделю), а также увеличено количество часов по предметам физико-математического направления – математика (алгебра) – 1 часа, математика (геометрия) – 1 час. В 9-х классах добавлен предмет «Предпрофильной подготовка» – 1 час.

Компонент образовательного учреждения в 10-11 классах представлен предметами: русский язык, литература, химия (для морского, инженерного профилей); в 8 классе – курсы по выбору «Физика в задачах», «Эксперименты и занимательные опыты по физике» – выбирается один из двух предметов участниками образовательного процесса; в 9 классе – курсы по выбору «Физика в морском деле», «Инженерная физика» – выбирается один из двух предметов участниками образовательного процесса. Предметы компонента образовательного учреждения направлены на формирование и поддержку профильного образования через проектную и исследовательскую деятельность, а также усиливают отдельные предметы, изучающиеся на базовом уровне.

Элективными предметами в 10-11 классах являются: информатика и  информационно- коммуникационные технологии, основы морского права, астрономия (основы мореходной астрономии), деловой английский язык, решение комбинированных задач по физике, которые позволяют адаптироваться учащимся к обучению в морских и технических вузах.

Особенности профилей в 10-11 классах

Морской, инженерный

  1. На профильном уровне изучаются 3 предмета: математика (алгебра), математика (геометрия), решение комбинированных задач по физике. Изучение их на повышенном уровне объясняется тем, что они являются профильными предметами в технических вузах.

В соответствии с государственным стандартом План включает 37 часов в неделю учебной нагрузки в 10-11 классах, 36 часов – в 8-9-х классах. Из них в 10-11 классах федеральный компонент (базовые и профильные учебные предметы) составляет 30/28 часов в классах морских, инженерных специальностей,  элективные предметы – 4/6 часов в классах морских и инженерных специальностей,  компонент образовательного учреждения – 3/3 часов  в классах морских и инженерных; в 8 классе федеральный компонент – 31 час, региональный компонент – 3 час, компонент образовательного учреждения – 2 часа; в 9 классе   федеральный компонент 30 часов, региональный компонент – 3 часа, компонент образовательного учреждения – 3 часа.

Инвариантная часть базисного учебного плана полностью реализует  федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство  образовательного пространства  РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможность продолжения образования в вузе, учитывает индивидуальные особенности детей и использует дифференцированный подход к обучению и воспитанию, а также реализует интеллектуальный, духовный и физический потенциал на основе творческой интеллектуальной деятельности и профориентации учащихся на морские профессии.

Вариативная часть учебного плана направлена на профессиональную ориентацию, в которой компонент образовательного учреждения представлен предметами, изучение которых  позволяет учащимся на ранней стадии социально и профессионально адаптироваться при выборе будущей профессии.

Для реализации учебного плана 2016/2017 учебного года лицей имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение, отвечает запросам социума, предлагает удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей, способствует повышению качества образовательной подготовки, создает необходимые условия для самоопределения, ранней профессиональной ориентации и развития творческих способностей учащихся.

Учебный план 2016-2017 учебный год.