Собеседование по русскому языку (9 классы)

13 апреля и 16 апреля 2018 года
собеседование по русскому языку в 9 классах.
Начало в 9-00.

Целью проведения итогового собеседования является проверка организационных, технологических и информационных решений в рамках реализации мероприятий по внедрению итогового собеседования как допуска к ГИА-9.

В рамках подготовки и проведения итогового собеседования должны быть решены следующие задачи:

  • формирование перечня ППЭ в субъектах Российской Федерации, принимающих участие в итоговом собеседовании;
  • проведение итогового собеседования;
  • использование специализированной формы для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования;
  • апробация специализированного программного средства «Импорт ГИА-9»;
  • имитация процессов внесения в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА) и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС), информации:
    • о ППЭ, которые планируется задействовать при проведении итогового собеседования;
    • об участниках итогового собеседования;
  • техническая подготовка ППЭ к проведению итогового собеседования;
  • формирование и размещение на федеральном Интернет-ресурсе материалов для проведения итогового собеседования;
  • прием в РЦОИ материалов итогового собеседования;
  • заполнение и передача журналов о результатах проведения итогового собеседования от ППЭ и РЦОИ субъектов Российской Федерации в ФГБУ «ФЦТ»;
  • обработка всех полученных результатов на федеральном уровне;
  • предоставление полученных результатов субъектам Российской Федерации – участникам итогового собеседования.

В процессе проведения итогового собеседования принимаются следующие условия и ограничения:

  1. Определены следующие количественные ограничения по участию в итоговом собеседовании:
    • количество субъектов Российской Федерации: все субъекты Российской Федерации;
    • количество ОО в субъектах Российской Федерации: по решению ОИВ.
  2. Для проведения итогового собеседования участники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды (далее – ОВЗ) привлекаются на добровольной основе. В случае изъявления желания участвовать в опытной эксплуатации, при наличии согласия родителей (законных представителей) лица с ОВЗ могут участвовать в итоговом собеседовании. Продолжительность проведения итогового собеседования для указанной категории участников увеличивается до 30 минут.
  3. В перечень ОО для проведения итогового собеседования в субъекте Российской Федерации должны включаются ОО по желанию. В проведении итогового собеседования должны участвовать обучающиеся всех 9 классов ОО, включенных в перечень.
  4. В качестве экзаменатора-собеседника могут привлекаться учителя с высшим образованием и коммуникативными навыками, независимо от их предметной специализации.
  5. В качестве экспертов привлекаются только учителя русского языка и литературы.
  6. Результаты итогового собеседования предоставляются участникам итогового собеседования через РЦОИ субъектов Российской Федерации, проведение апелляций по результатам проверки не предусмотрено.
2. Общие сведения о проведении итогового собеседования

 Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками заданий КИМ.

  1. КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
  2. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
  3. Рекомендованное время проведения итогового собеседования – с 9.00 до 14.00 часов. По решению ОО, согласованному с ОИВ, итоговое собеседование может проводиться 2 или 3 дня.
  4. Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО. По решению ОИВ обучающиеся могут проходить итоговое собеседование в других ОО.
  5. Итоговое собеседование проходит в аудиториях проведения с оборудованным рабочим местом (компьютер, микрофон) для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, либо с использованием диктофона. В течение проведения итогового собеседования в аудитории ведется потоковая аудиозапись. Выбор средств и способа ведения потоковой записи осуществляет ОО в зависимости от имеющихся возможностей.
  6. Оценивание выполнения заданий итогового собеседования осуществляется, исходя из принципа: одним экспертом проверяется одна работа, в соответствии с одним из следующих вариантов[1]:

– первый вариант: оценивание экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям. При этом экспертом после завершения ответа участника собеседования могут повторно прослушиваться и оцениваться записи ответов отдельных участников (при необходимости). Необходимость повторного прослушивания записи ответов определяет эксперт, оценивший ответ участника при  проведении собеседования;

– второй вариант: экспертом после окончания проведения итогового собеседования по специально разработанным критериям. Присутствие эксперта в аудитории проведения итогового собеседования не допускается. Рекомендуется при выборе второго варианта оценивания записывать и сохранять отдельные аудиофайлы с ответами каждого участника.

  1. КИМ итогового собеседования размещаются на федеральном Интернет-ресурсе за 60 минут до начала итогового собеседования и будут доступны для получения в течение одного часа с момента размещения. По истечении указанного времени доступ к КИМ будет закрыт.

Критерии оценивания устных ответов участников для экспертов являются общими для всех вариантов и размещены на официальном

[1] В ОО может быть выбран любой из двух предложенных вариантов, либо использованы оба варианта (для части работ – один вариант, для другой части работ – другой).

Методические рекомендации. Итоговое собеседование. Русский язык (9-е классы)