Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних
Практические рекомендации
Добровольный уход из жизни — пугающая тема, ее не принято и неприятно обсуждать. Поэтому, столкнувшись либо с прямыми угрозами близкого покончить с собой, либо подозревая такое развитие событий, человек нередко оказывается в растерянности, не знает, как к этому относиться: то ли не обращать на угрозы внимания, считая их пустыми разговорами, то ли бросаться спасать отчаявшегося любой ценой.
Специалисты Московского городского психолого-педагогического университета считают, что зачастую от реакции близких, от их умения вовремя распознать угрозу, от их действий и искреннего желания поддержать человека зависит его жизнь.
Признаки депрессии у подростков:
− Печальное настроение |
− Чувство скуки |
− Чувство усталости |
− Нарушение сна, соматические жалобы |
− Неусидчивость, беспокойство |
− Фиксация внимания на мелочах |
− Чрезмерная эмоциональность |
− Замкнутость |
− Рассеянность внимания |
− Агрессивное поведение |
− Непослушание, склонность к бунту |
− Злоупотребление алкоголем или другими ПАВ |
− Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость |
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе.
Поведенческие | Словесные | Эмоциональны |
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей | Уверения в беспомощности и зависимости от других | Амбивалентность, т.е. двойственность переживаний, «люблю-ненавижу» |
Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам | Прощание | Беспомощность, безнадёжность
|
Чрезмерное употребление алкоголя | Разговоры или шутки о желании умереть | Переживание горя |
Посещение врача без очевидной необходимости | Сообщение о конкретном плане суицида | Признаки депрессии |
Расставание с дорогими вещами или деньгами | Двойственная оценка значимых событий | Вина или ощущение неудачи, поражения |
Приобретение средства совершения суицида | Медленная, маловыразительная речь | Чрезмерные опасения или страхи |
Подведение итогов, привидение дел в порядок, приготовление к уходу | Высказывания самообвинения | Чувство собственной малозначимости |
Пренебрежение внешним видом | Рассеянность или растерянность |
Период взросления не зря называют нежным возрастом. В это время психика ребенка крайне уязвима: подростки чувствительны и ранимы. Жизненно важный этап развития и становления личности характеризуется противоречивостью чувств, импульсивностью, сочетанием романтизма и жестокости, холодности, завышенной самооценки и неуверенности в себе.
Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Причем отношения в семье могут служить как защитой от депрессивных состояний, так и причиной их развития. Во многом ответственность за эти отношения лежит на взрослых: родителях и близких.
Отечественный психиатр Елена Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «Н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «Б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью.
Рекомендации родителям
Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Детский психолог Елена Камаровская считает, что навыки противостояния стрессам можно освоить так же, как и правила дорожного движения. Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, научить ребенка самостоятельно справляться со стрессом, родителям необходимо:
- Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не паниковать, помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.
- Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.
- Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком. Что хочет подросток в будущем, как он видит свою жизнь? Чего бы он хотел добиться? Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в том числе и о преодолении вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом быстрее.
- Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребенка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие „за“ и „против“ этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).
- Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).
- Поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
Полезная информация:
«Детский телефон доверия» (бесплатно) – 8-800-2000-122
«Навигатор для современных родителей» – https://растимдетей.рф/
Воспитываем человека вместе – https://metodsistema.ru
Информационно-просветительский портал родительских знаний «Всегда рядом» – https://www.vsegda-ryadom.ru
Рекомендации родителям
Родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Детский психолог Елена Камаровская считает, что навыки противостояния стрессам можно освоить так же, как и правила дорожного движения. Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, научить ребенка самостоятельно справляться со стрессом, родителям необходимо:
- Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не паниковать, помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.
- Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда прийти на помощь, если он эту помощь готов принять.
- Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком. Что хочет подросток в будущем, как он видит свою жизнь? Чего бы он хотел добиться? Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в том числе и о преодолении вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом быстрее.
- Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребенка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие „за“ и „против“ этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).
- Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).
- Поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.
Полезная информация:
«Детский телефон доверия» (бесплатно) – 8-800-2000-122
«Навигатор для современных родителей» – https://растимдетей.рф/
Воспитываем человека вместе – https://metodsistema.ru
Информационно-просветительский портал родительских знаний «Всегда рядом» – https://www.vsegda-ryadom.ru