Основное содержание учебных предметов на ступени среднего общего образования

Математика. Алгебра. Геометрия.

Действительные числа. Свойства арифметических Вычисления и преобразованиядействий с действительными числами. Сравнение действительных чисел. Корень степени n. Степень с рациональным показателем и  ее свойства. Понятие о степени с иррациональным показателем.

Логарифм. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода от одного основания логарифма к другому.

Тождественные преобразования иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений. Синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента. Формулы приведения. Соотношения между тригонометрическими функциями: основные тригонометрические тождества, формулы сложения и следствия из них. Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Уравнения и неравенства

Уравнения с одной переменной. Равносильность уравнений. Основные методы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной, использование свойств функций.

Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения.

Системы уравнений.

Рациональные неравенства с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов. Иррациональные неравенства.

Показательные и логарифмические неравенства.

Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с параметрами.

Функции.

Числовые функции. Область определения и множество значений функции. Свойства функции: непрерывность, периодичность, четность, нечетность, возрастание и убывание, экстремумы, наибольшие и наименьшие значения, ограниченность, сохранение знака. Связь между свойствами функции и ее графиком.

Тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс и котангенс), показательная и логарифмическая функции, их свойства и графики.

Понятие о пределе и непрерывности функции.

Производная.

Геометрический и физический смысл производной.

Таблица производных. Производная суммы, произведения и частного двух функций. Производная функции вида у = f(ax+ Ь).

Исследование свойств функций с помощью производной: нахождение экстремумов функции, наибольших и наименьших значений, промежутков монотонности. Построение графиков функции.

Первообразная функция. Задача о площади криволинейной трапеции.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.

Углы между прямыми и плоскостями.

Расстояние от точки до плоскости, между скрещивающими прямыми, между прямой и параллельной ей плоскостью, между параллельными плоскостями.

Многогранники. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильные многогранники. Сечения многогранников. Формулы объемов призмы и пирамиды.

Тела вращения. Сечения тел вращения. Прямой круговой цилиндр. Прямой круговой конус. Усеченный конус. Сечения конуса. Шар и сфера. Формулы объемов цилиндра, конуса и шара. Формулы площадей: боковой поверхности цилиндра и конуса, поверхности шара.

Изображение пространственных фигур.

Подобие пространственных фигур. Отношение площадей поверхностей и объемов подобных фигур.

Физика.

Методы научного познания и физическая карта мира

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и границы их применимости. Принцип соответствия. Принцип причинности. Физическая картина мира.

Механика.

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

Принцип относительности Галилея. Момент силы. Условия равновесия тел. Закон всемирного тяготения. Закон трения скольжения. Закон Гука. Законы сохранения импульса и энергии в механике. Уравнение гармонических колебаний. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Автоколебания. Механические волны. Уравнение гармонической волны.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Опыты Штерна и Перрена. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Уравнение Клапейрона – Менделеева. Изопроцессы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика.

Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд.

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость.

Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Параллельное и последовательное соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р-п-переход.

Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Колебательный контур. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Идеи теории Максвелла. Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Оптика.

Свет как электромагнитная волна. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы.

Основы специальной теории относительности Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии. Квантовая физика Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотоны. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно – волновой дуализм.

Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов.

Боровская модель атома водорода. Спектры. Люминесценция. Лазеры.

Закон радиоактивного распада. Нуклонная модель ядра. Деление ядер.

Синтез ядер. Ядерная энергетика. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Информатика.

Информация и информационные процессы Вещество, энергия, информация – основные понятия науки.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование – информации.

Информационные основы процессов управления.

Информационная культура человека. Информационное общество.

Представление информации. Язык как способ представления информации.

Кодирование. Двоичная форма представления информации.

Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

Системы счисления и основы логики.

Системы счисления. Двоичная система счисления.

Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.

Основные понятия и операции формальной логики.

Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.

Основные логические устройства компьютера (регистр, сумматор).

Компьютер.

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.

Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.

Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.

Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Техника безопасности в компьютерном классе.

Моделирование и формализация

Моделирование как метод познания. Формализация.

Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.

Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

Алгоритмизация и программирование.

Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов.

Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.

Знакомство с одним из языков программирования.

Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.

Различные технологии программирования.

Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.

Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

Русский язык.

Общие сведения о языке.

Язык и культура. Язык и история народа.

Основные изменения в русском языке постсоветского времени.

Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Функции русского языка как учебного предмета.

Наука о русском языке. Выдающиеся ученые – русисты.

Система русского языка

Язык как система. Основные уровни русского языка.

Фонетика русского языка, орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, грамматика. Морфология и синтаксис.

Лексикография. Орфография и пунктуация. Повторение изученного.

Речь

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их основные особенности.

Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико­фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Нормативное употребление форм слова, слов, фразеологизмов. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа.

Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

Нормы русского правописания. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи.

Звукопись как изобразительное средство. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи.

Выразительные словообразовательные средства. Индивидуальные новообразования; использование их в художественной речи.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова. Стилистическая окраска слова и фразеологизма. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки и использование их в речи.

Выразительные средства грамматики.

Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно – выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Стилистические функции порядка слов. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Литература.

Сведения по истории и теории литературы

Идеалы гуманизма и народности русской литературы, ее патриотизм и “всечеловечность”.

Основные этапы жизненного и творческого пути А С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Биографические сведения (основные факты) о писателях – классиках XIX в. и выдающихся писателях XX в., включенных в обязательный минимум.

Творческая история романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, романа – эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”.

Оценка изученных произведений писателей – классиков в статьях выдающихся русских критиков XIX – XX веков.

Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях.

Конкретно – историческое и общечеловеческое значение произведений классической литературы.

Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания.

Эстетическая функция языка художественной литературы, идейно – стилевое единство литературного произведения.

Основные черты литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма, модернизма).

Нравственная, социальная, мировоззренческая, историко – культурная проблематика русской литературы. Человек в его отношении к обществу, природе; преемственность поколений; человек и время, духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности.

Произведения, предназначенные для чтения и изучения

Из литературы конца XVIII -1 половины XIX века

Г.Р. Державин. Стихотворения: “Властителям и судиям”, “Ключ”, “Фелица”, “Русские девушки”, “Снигирь”, “Соловей”,

“Памятник”, “Бог”.

В.А. Жуковский. Стихотворения: “Певец во стане русских воинов”, “Песня” (“Минувших дней очарованье…”), “Море”, “Эолова арфа”.

А.С. Пушкин. Стихотворения: “Пророк”, “Поэту”, “Осень”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Отцы – пустынники и жены непорочны…”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…”, “Погасло дневное светило…”, “Безумных лет угасшее веселье…”. “Маленькие трагедии”, например: “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”. Роман “Евгений Онегин”.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения, например: “Дума”, “Родина”, “Поэт”, “Я не унижусь пред тобою…”, “Как часто пестрою толпою окружен…”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “Выхожу один я на дорогу…”, “Пророк”. Роман “Герой нашего времени”.

Н.В. Гоголь. Поэма “Мертвые души”.

Из литературы II половины XIXвека

А.Н. Островский. Пьеса “Гроза” или “Бесприданница”.

И А. Гончаров. Роман “Обломов”

И.С. Тургенев. Роман “Отцы и дети” или “Дворянское гнездо”.

Ф.И. Тютчев. Стихотворения, например: “Silentium”, “He то, что мните вы, природа…”, “Еще земли печален вид…”, “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Я встретил вас…”, “Эти бедные селенья…”, “Нам не дано предугадать…”.

А.А. Фет. Стихотворения, например: “Еще майская ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Облаком волнистым…”, “Еще весны душистой нега…”, “Заря прощается с землею…”, “Это утро, радость эта…”, “Поэтам”, “На железной дороге”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”.

Н.А. Некрасов. Стихотворения, например: “Поэт и гражданин”, “Элегия” (1874 г.), “Пророк”, “Зине” (“Ты еще на жизнь имеешь право…”), “Рыцарь на час”, “Я не люблю иронии твоей…”, “Умру я скоро…”, стихи из цикла “О погоде”.

Н.С. Лесков. Повесть “Тупейный художник” (обзорное изучение).

М.Е. Салтыков – Щедрин. Роман “История одного города” или “Господа Головлевы” (обзорное изучение).

Ф.М. Достоевский. Роман “Преступление и наказание” или “Идиот”.

Л.Н. Толстой. Роман – эпопея “Война и мир”.

Из литературы конца XIX – начала XX в.

А.П. Чехов. Рассказы, например: “Попрыгунья”, “Душечка”, “Случай из практики”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”. Пьеса “Вишневый сад” или “Три сестры”.

И.А. Бунин. Рассказы, например: “Антоновские яблоки”, “Господин из Сан – Франциско”, “Легкое дыхание”, рассказы из сборника “Темные аллеи”.

Стихотворения, например: “Крещенская ночь”, “Одиночество”, “Последний шмель”, “Песня” (“Я простая девка на баштане…”), “Ночь”.

А.И. Куприн. Рассказы и повести, например: “Олеся”, “Гранатовый браслет”, “Гамбринус”.

Избранные стихотворения поэтов серебряного века:

И.Ф. Анненского, К.Д. Бальмонта, Ф.К. Сологуба, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, В. Хлебникова, О.Э. Мандельштама, М.И. Цветаевой, И. Северянина.

Из литературы XX века

М. Горький. Пьеса “На дне”. Роман “Фома Гордеев” или “Дело Артамоновых” (обзорное изучение). А.Блок. Стихотворения, например: “Вхожу я в темные храмы…”, “Незнакомка”, “Русь”, “О доблестях, о подвигах, о славе…”, “На железной дороге”, “На поле Куликовом”, из цикла “Кармен”; поэма “Двенадцать”.

В.Маяковский. Стихотворения, например: “Нате!”, “Послушайте!”, “Скрипка и немножко нервно”, “Дешевая распродажа”, “Сергею Есенину”, “Юбилейное”, “Письмо Татьяне Яковлевой”. Поэмы “Облако в штанах”, “Во весь голос”.

А.Есенин. Стихотворения: “Русь”, “Не бродить, не мять в кустах багряных…”, “Письмо матери”, “Пушкину”, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, “О красном вечере задумалась дорога…”, “Запели тесанные дроги…”, “Мы теперь уходим понемногу…”. Из цикла “Персидские мотивы”.

А.А. Ахматова. Стихотворения, например: “Песня последней встречи”, “Перед весной бывают дни такие…”, “Заплаканная осень, как вдова…”, “Мне ни к чему одические рати…”, “Не с теми я, кто бросил землю…”, “Приморский сонет”, “Родная земля”, “Муза”. Поэма “Реквием”.

М.А. Шолохов. Роман “Тихий Дон” или “Поднятая целина” (обзорное изучение).

А.П. Платонов. “Сокровенный человек”.

М.А. Булгаков. “Белая гвардия” или “Мастер и Маргарита” (обзорное изучение).

Б.Л. Пастернак. Стихотворения, например: “Про эти стихи”, “Любить иных – тяжелый крест…”, “Никого не будет в доме…”, “Сосны”, “Иней”, “Июль”, “Снег идет”, “На ранних поездах”, стихотворения из романа “Доктор Живаго”.

Т.Твардовский. Стихотворения, например: “Я знаю никакой моей вины…”, “Вся суть в одном – единственном завете…”, “Памяти матери”, “К обидам”.

Н.А. Заболоцкий. Стихотворения, например: “Завещание”, “Читая стихи”, “О красоте человеческих лиц”, “Гроза идет”.

Произведения писателей и поэтов второй половины XX века, получившие общественное признание современников:

Ф.А. Абрамова, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, В.И. Белова, В.П. Некрасова, В.Г. Распутина, А.И. Солженицына, В.В. Быкова, К.Д. Воробьева, Ю.В. Трифонова, Е.А. Евтушенко, А.В. Вампилова, Б.А. Ахмадулиной, А.А. Вознесенского, И.А. Бродского, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого и др.

Из зарубежной литературы избранные произведения:

Шекспира “Гамлет”, И.-В. Гете “Фауст”, Э.-Т.-А. Гофмана “Крошка Цахес”, О. Бальзака “Гобсек” или “Отец Горио”, Б. Шоу “Пигмалион”, Г. Уэллса “Война миров”, Э. Хемингуэя “Старик и море”, Э.-М. Ремарка “Три товарища” и др. (обзорное изучение).

Иностранный язык.

Виды речевой деятельности/Коммуникативныеумения

Говорение Диалогическая речь

Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированные диалоги. Монологическая речь

Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.

Аудирование

Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.

Письменная речь

Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:

писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания

заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо).

составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Грамматика:

Дальнейшее расширение объёма значений грамматических средств, изученных ранее, и знакомство с новыми грамматическими явлениями. Нераспространённые и распространённые простые предложения.

Сложносочинённые предложения. Сложноподчинённые предложения.

Все типы вопросительных предложений.

Побудительные предложения.

Синтаксические конструкции

Правильные и неправильные глаголы.

Косвенная речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем и прошедшем времени. Согласование времён в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого.

Тематика:

Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.

Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.

Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.

Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.

Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.

Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).

Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

История.

Источники сведений о прошлом человечества. Историческое знание, его достоверность. Концепции исторического развития человечества.

Возможные периодизации исторического процесса. Историческое время и пространство.

Человек: внеисторическое и историческое.

Формы человеческих общностей. Цивилизация и культура. Предыстория человечества и её хронологические рамки. Расселение

древнейшего человечества. Человек и природа.

Жизнь людей в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища).

Переход к земледелию и скотоводству. Появление частной собственности.

Коллективы первобытных людей: род, племя, община. Равенство и неравенство. Возникновение религиозных верований и искусства.

Переход от предыстории к древним цивилизациям. Хронологические рамки истории Древнего мира.

Власть догосударственная и государственная. Гипотезы о происхождении государства. Государства Древнего Востока и античного мира: формы и типы. Материальная культура и хозяйственная жизнь в Древнем мире.

Социальные слои и группы в древних обществах. Человек и общество в древних цивилизациях.

Религии Древнего мира: язычество, буддизм, иудаизм, христианство.

Знания о мире и человеке в древних цивилизациях.

Культурные достижения народов Древнего Востока и античного мира.

Средневековье, его хронологические рамки и периодизация.

Специфика цивилизаций средневекового мира. Роль религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства) в их формировании и развитии.

Великое переселение народов. Славяне, их расселение, образ жизни.

Материальная культура и хозяйственная жизнь в различных регионах мира в Средние века (Западная Европа, Русь, Ближний Восток, Китай, Индия). Аграрный характер средневековых цивилизаций. Ремесло, торговля.

Особенности западно-европейского феодализма.

Феодальное землевладение в разных цивилизациях.

Средневековья. Развитие городов. Древнерусские города.

Социальная структура средневекового общества.

Социальные движения в Средние века.

Развитие государственности в средние века.

Возникновение и эволюция государств в Западной Европе, на Руси. Политическая раздробленность. Формирование централизованных государств.

Сословно-представительные монархии. Земские соборы на Руси.

Истоки российского самодержавия.

Религия и церковь в средневековой Европе.

Христианизация Руси.

Православие и католичество. Религиозные движения, народная религиозность. Светская и духовная власть в Западной Европе, Византии, на Руси.

Крестовые походы, войны, завоевания. Международные отношения в средние века. Русские земли между Западом и Востоком.

Представления средневекового человека о мире, ментальность средневекового человека. Средневековая культура и искусство Западной Европы, Руси и других регионов мира.

Хронологические рамки истории Нового времени, ее периодизация.

Великие географические открытия.

Возрождение: историческая эпоха и тип культуры. Достижения в искусстве, культуре, науке. Реформация и контрреформация в Европе.

Зарождение и развитие капиталистических отношений.

Процессы модернизации. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот.

Формирование индустриальной цивилизации. Экономическое развитие России в Новое время.

Отмена крепостного права. Реформы XIX в. Особенности модернизации России.

Изменения в социальной структуре общества в Новое время. Генезис и развитие абсолютизма. Специфика российского абсолютизма.

Основные группы российского общества. Социальные противоречия, социальные движения.

Образование колониальных империй. Россия: расширение границ, складывание многонациональной империи.

Социальные и политические доктрины: идеология.

Просвещения; либерализм, консерватизм, социалистические учения. Революции XVII – XIX веков. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в Западной Европе.

Общественное движение в России (славянофилы и западники, консерваторы, либералы, радикалы).

Формирование научной картины мира в Новое время.

Развитие техники. Распространение образования. Человек.

Нового времени и его ментальность. Художественная культура Нового времени.

Развитие российской культуры в XVII – XIX веках, ее вклад в мировую культуру.

Международные отношения в Новое время. Россия в системе международных отношений. Войны Нового времени.

Внешнеполитические союзы и дипломатия. Колониальный раздел мира.

Изменения на карте мира в XX веке. Россия на карте мира.

Развитие производства, техники и технологии в мире и в России в XX в. Научно-техническая и технологическая революции.

Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса.

Неравномерность экономического и социального развития основных регионов мира. Пути модернизации России в XX веке.

Эволюция социальных групп и слоев в XX в. Социальные и национальные движения в XX в. Реформы и революции.

Российские революции в XX в. Социальная структура советского общества.

Социальные изменения в России в конце XX в.

Политические системы и режимы в новейшее время.

Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Этапы и особенности политического развития России в советское и постсоветское время.

Международные отношения в XX в. Внешняя политика России и СССР. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и последствия. Первая и Вторая мировые войны.

Великая Отечественная война советского народа. Деятельность международных организаций. Мировое сообщество. Россия в системе современных международных отношений.

Развитие культуры в XX в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Российская культура в XX в., ее вклад в мировую культуру.

Обществознание.

Общество как сложная динамичная система. Общество и природа.

Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,

политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития.

Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура.

Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Религия как феномен культуры. Наука. Образование и самообразование. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Экономическое содержание собственности. Обмен. Специализация.

Экономика потребителя. Экономика производителя. Многообразие рынков. Рынок труда. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Занятость и безработица. Россия в условиях рыночной экономики.

Экономическая культура.

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.

Социальный контроль и самоконтроль. Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.

Молодежь как социальная группа. Социальные процессы в современной России.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.

Избирательные системы. Политическая идеология. Политические режимы. Основные черты гражданского общества. Местное самоуправление. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. Политическая культура.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.

География.

Политическое устройство мира.

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Геополитика и политическая география. Международные организации.

Роль и место России в современном мире.

География мировых природных ресурсов.

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.

География населения мира.

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

География мирового хозяйства.

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.

Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы.

География мирового транспорта.

Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.

Региональная характеристика мира

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Региональные различия.

Особенности географического положения, природно­ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Россия и страны ближнего зарубежья.

Глобальные проблемы человечества

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле.

Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Биология.

Введение

Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек, его биосоциальная природа.

Клетка как биологическая система

Цитология – наука о клетке.

М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории, ее основные положения.

Клеточное строение организмов – основа единства органического мира.

Методы изучения строения и функций клетки.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.

Клетка – единица строения организмов. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Хромосомы и гены.

Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм.

Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме.

Энергетический и пластический обмен. Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза. Особенности пластического обмена веществ у растений – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических.

Клетка – единица роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом. Митоз – деление соматических клеток.

Развитие половых клеток; мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза, их значение.

Организм как биологическая система

Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Вирусы – неклеточные формы, их открытие Т.И. Ивановским. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма. Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты).

Воспроизведение организмов, его значение. Способыразмножения организмов. Оплодотворение, его формы и значение. Мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом.

Онтогенез и присущие ему закономерности.

Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости – свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов, генетики человека.

Г енетическая терминология и символика. Законы наследственности, установленные Г. Менделем и Т. Морганом, их цитологические основы. Хромосомная теория наследственности. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организма.

Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции.

Причины модификационной, мутационной и комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы.

Вредное влияние мутагенов, употребления алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами, предупреждение формирования у учащихся вредных привычек. Профилактика наследственных заболеваний у человека.

Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез.

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы. Надорганизменные системы Вид, его критерии. Разнообразие видов растений и животных.

Популяция – структурная единица вида и элементарная  единица эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

Движущие силы эволюции. Творческая роль естественного отбора в образовании новых видов и приспособленности организмов к среде обитания. Формы естественного отбора.

Синтетическая теория эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира, А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен об основных направлениях эволюции.

Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху. Происхождение человека.

Экосистема, ее структура. Разнообразие экосистем.

Создание В.Н. Сукачевым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Разнообразие популяций в экосистеме. Пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов – основа целостности экосистем. Колебания численности популяций, их причины. Меры, обеспечивающие сохранение популяций.

Круговорот веществ в экосистемах, роль организмов продуцентов, консументов и редуцентов органического вещества в нем. Пищевые связи – основа цепей и сетей питания, их звенья. Роль растений как начального звена в цепях питания. Правила экологической пирамиды.

Саморегуляция в экосистеме. Развитие экосистем, их смена.

Биологическое разнообразие – основа устойчивого развития экосистем.

Меры сохранения биологического разнообразия.

Агроэкосистемы, их разнообразие, основные отличия от экосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, роль живого вещества в нем.

Космическая роль растений на Земле. Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека. Идея биоцентризма.

Проблема устойчивого развития биосферы.

Химия.

Химический элемент

Формы существования химического элемента. Современные представления о строении атомов. Изотопы.

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Развитие научных знаний о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Вещество. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Виды химической связи. Атомная (ковалентная) связь. Способы ее образования. Длина и энергия связи. Понятие об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления.

Ионная связь, ее образование. Заряд иона.

Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.

Многообразие неорганических и органических веществ. Аллотропия неорганических веществ. Изомерия и гомология органических веществ.

Основные положения теории химического строения органических веществ A.M. Бутлерова. Основные направления развития теории строения. Неорганические вещества. Классификация неорганических веществ.

Общая характеристика металлов главных подгрупп I – III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Медь, хром, железо – металлы побочных подгрупп.

Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV – VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: оксидов (основных, амфотерных, кислотных), оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей. Понятие о протолитах.

Органические вещества. Классификация органических веществ.

Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов. Виды гибридизации электронных облаков. Гомологи и изомеры углеводородов. Систематическая номенклатура.

Понятие о циклических углеводородах.

Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение.

Гомологи бензола.

Предельные одноатомные спирты, альдегиды, предельные и непредельные одноосновные карбоновые кислоты.

Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических веществ. Гомологи спиртов, альдегидов, кислот.

Понятие о многоатомных спиртах. Фенол.

Сложные эфиры. Жиры. Понятие о мылах. Углеводы, их классификация.

Амины. Электронное строение аминогрупп.

Аминокислоты как амфотерные органические соединения.

Белки как биополимеры. Структуры белков.

Химическая реакция

Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.

Обратимые и необратимые химические реакции.

Химическое равновесие и условия его смещения.

Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации.

Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные.

Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов солей.

Виды коррозии металлов. Способы предупреждения коррозии.

Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакция полимеризации. Реакция горения углеводородов.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих соединений, взаимное влияние атомов в молекулах (на примере фенола и бензола).

Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Характерные реакции аминов, аминокислот, белков.

Познание и применение веществ человеком

Методы исследования объектов, изучаемых в химии. Правила работы с веществами и оборудованием. Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ.

Роль химии как одной из производительных сил общества. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали, метанола). Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений.

Природные источники углеводородов, их переработка, использование в качестве топлива и органическом синтезе.

Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).

Биологическая роль и значение углеводов, жиров, белков.

Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях; массы или объема газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции; теплового эффекта реакции; массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке, или имеет примеси, или дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы органического вещества.

Глобальные проблемы человечества: сырьевая, энергетическая, экологическая. Роль химии в их решении.

Физическая культура.

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию;

физическое совершенство и формирование здорового образа жизни;

физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовые движения (на примере “Спорт для всех”), их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации. Психолого­педагогические основы.

Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально­ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания.

Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных индивидуализированных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях. Медико-биологические основы

Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья, поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, состояния самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактических (гигиенические требования, закаливание) и восстановительных (гидропроцедуры, массаж) мероприятий при организации и проведении спортивно – массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье и здоровье его детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Основы здорового образа жизни

Здоровье человека: индивидуальное и общественное, духовное и физическое. Здоровый образ жизни. Основные показатели индивидуального здоровья. Резервы здоровья. Режим дня человека и его значение для здоровья. Особенности режима труда и отдыха в подростковом и юношеском возрасте. Биологические ритмы и работоспособность человека.

Значение двигательной активности в жизни человека. Закаливание организма. Рациональное питание и здоровье. Особенности питания при различных физических и умственных нагрузках. Школьная патология, причины возникновения. Значение режима дня и двигательной активности для профилактики школьной патологии.

Взаимоотношение полов, профилактика болезней, передающихся половым путем. СПИД и его профилактика. Инфекционные заболевания, механизм их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний.

Вредные привычки (табакокурение, употреблениеалкоголя, наркомания и токсикомания), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного, природного и социального характера. Правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). Вынужденная автономия человека в природных условиях. Последовательность действий в условиях вынужденной автономии. Сигналы бедствия и сигнальные средства.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История ее создания, предназначение и задачи по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера.

Гражданская оборона – составная часть системы безопасности населения во время ведения военных действий или вследствие этих действий. Структура гражданской обороны и ее задачи.

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Правила поведения населения в зоне вооруженных конфликтов. Основные мероприятия по защите населения от средств поражения. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации, международное гуманитарное право в области безопасности жизнедеятельности. Государственные органы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Виды травм. Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, ушибах, растяжениях и переломах, отравлениях, тепловом и солнечном ударах, ожогах и отморожениях, поражении электрическим током и молнией.

Правила наложения повязок и оказания первой медицинской помощи при переломах. Применение подручных средств для транспортировки пострадавших.

Проведение комплекса сердечно-легочной реанимации на месте происшествия.

Основы военной службы.

Основы обороны государства и ее организации.

Законодательство Российской Федерации в области обороны.

Правовые основы военной службы. Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, их предназначение. Виды Вооруженных Сил, рода войск, их предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе. Вооруженные силы и порядок подготовки граждан к военной службе в ряде развитых стран. Боевые традиции и история Вооруженных Сил России, символы воинской чести.

Воинская обязанность граждан и воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Виды добровольной подготовки к военной службе.

Призыв на военную службу. Прохождение военной службы по призыву. Пребывание в запасе. Виды воинской деятельности и их особенности. Общие требования, предъявляемые воинской деятельностью к духовным и физическим качествам, уровню образования призывников.

Права и свободы военнослужащих. Альтернативная гражданская служба. Военные аспекты международного права.

Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. Социальная защищенность военнослужащих и их семей на период прохождения военной службы.

Основы морского права.

Понятие международного морского права.

Международное морское право, как часть международного права (правовые системы: публичное международное право; частное международное право),  сущность международного морского права, принципы и нормы международного права.

«Мировой океан: международно-правовой режим. Основные проблемы»

Нормы международного права, содержание норм международного права, субъекты международного права (первичные и производные), источники права (материальный и формальный), международные конвенции, международные обычай, судебные решения.

Международное морское право как составная часть международного права

Нормы международного морского права, принцип свободы судоходства, правовое положение или правовой статус части моря, внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды, различные правовые режимы, классификация морских пространств.

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды, исключительные права, преимущественные права, форс-мажорные обстоятельства, уголовная юрисдикция, гражданская юрисдикция, административная юрисдикция.

Территориальное море

Территориальные моря или территориальные воды, внешняя граница территориальных вод, суверенитет прибрежного государства, мирный проход через территориальное море, нормальная исходная линия, ширина территориального моря, право мирного прохода, уголовная юрисдикция прибрежного государства, гражданская юрисдикция в отношении лица, находящегося на его борту, государственные суда.

Морское пространство за пределами территориального моря

Открытое море, исключительная юрисдикция государства, конвенции ООН по морскому праву, контроль прибрежного государства,  уголовная юрисдикция, морской контроль, безопасность.

Исключительная экономическая зона

Экономическая зона, границы экономических зон, суверенные права (разведка, разработка, сохранение природных ресурсов), юрисдикция в отношении искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, сохранение морской среды, меры наказания (разбирательство, инспекция, арест и судебное преследование).

Исключительная экономическая зона

«Правовой режим походов барка «Крузенштерн»»

«Специальные» и «особые» районы, движение судов (фарватер, рекомендованный курс, система разделения движения), зона военного охранения, свобода судоходства, прокладка подводных кабелей и трубопроводов, рыболовство, научные исследования.

Астрономия. Основы мореходной астрономии.

Предмет астрономии. Звездное небо.

Изменение вида звездного неба в течении суток. Изменение вида звездного неба в течении года.

Способы определения географической широты. Основные измерения времени.

Видимое движение планет Развитие представлений о Солнечной системе.

Закон Кеплера – законы движения небесных тел.

Обобщение и уточнение Ньютоном закона Кеплера.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

Система «Земля-Луна». Природа Луны.

Планеты – гиганты. Планеты земной группы.

Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца.

Источник энергии и внутреннее строение солнца. Солнце и жизнь Земли.

Расстояния до звезд. Пространственные скорости звезд.

Физическая природа звезд.

Связи между физическими характеристиками звезд.

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

Наша галактика. Другие галактики.

Мегагалактика.

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Происхождение планет. Жизнь и разум во вселенной.

Заключительная лекция. Анализ единой физической картины мира с учетом астрономического аспекта.